Проверка остойчивости
Статическая остойчивость гидросамолета может быть проверена путем опытного определения восстанавливающих моментов в зависимости от угла крена или диферента.
Ввиду того что во время замеров гидросамолет не должен подвергаться действию ветра и волн, замеры должны производиться в штиль, а гидросамолет может быть с этой целью заведен в док.
Определение восстанавливающих моментов статической остойчивости сводится к замеру углов крена или диферента и моментов, вызывающих крен или диферент. Обычно для этого искусственно создают кренящие моменты при помощи грузов, сдвинутых относительно диаметральной плоскости корабля. Результаты полученных измерении изображают графически, строя диаграммы Рида.
При загружении гидросамолета для получения крена можно применить следующий способ. Через имеющееся на конце крыла кольцо или другое устройство укрепляют трос, присоединенный через таль к мертвому якорю (рис. 106). В эту систему включается динамометр. Подтягивая трос при помощи тали по динамометру, определяют кренящую силу. Расстояние от оси симметрии гидросамолета до точки крепления троса замеряют при помощи рулетки. Далее уже нетрудно определить кренящие моменты и углы наклонения.
Для замера углов может быть предложено следующее устройство.. К какой-либо из высоко расположенных над отверстием
‘ЯІЇ7?ГГ//Г/7/ГЛ%Г>
в палубе лодки точек (верхняя плоскость, моторная рама и т. д.), совпадающих с диаметральной плоскостью гидросамолета, крепится нить с отвесом; в лодке этот отвес касается рейки с нанесенными точно делениями. Рейка поставлена по уровню, и нулевое деление ее совпадает с диаметральной плоскостью. Определение угла ясно из рис. 107, откуда:
(42)
Подсчитав восстанавливающие моменты, строят диаграмму Рида (рис. 108).
Пользуясь известным свойством диаграммы Рида, что тангенс угла касательной к диаграмме в начале координат пропорционален метацентрической высоте, т. е.
h = X tg а,
и находится метацентрическая высота (см. рис. 16).
м
Точно таким же способом: может быть проверена и продольная остойчивость.
Обычно бывает необходимо знать величины опрокидывающих моментов, возникающих от действия бокового ветра, как на спокойной воде, так и на волне. Влияние волны будет увеличивать опрокидывающий момент для одной и той же’ силы ветра за счет увеличения угла, образованного крылом с направлением ветра, когда гидросамолет находится на подветренной стороне волны.
Для измерения опрокидывающих моментов поступают следующим образом.
Гидросамолет расчаливается 4а нос и корму в двух точках перпендикулярно ветру, который кренит его на некоторый угол. Производя замер величины его, находят по диаграмме Рида величину соответствующего этому углу кренящего момента. Произведя отсчеты углев для нескольких случаев, характеризующих различный по силе ветер, устанавливают его предельное значение.
Определенные моменты следует сличить с данными боковых обдувок гидросамолета, проделанных в аэродинамической трубе.